carmelist: (Default)

Милет. Театральная Бухта

Две недели нашего пребывания в Турции стояла аномальная жара. Уже в первой половине дня термометр подпрыгивал до 40. Не самая приятная погода для прогулок по сухим археологическим паркам. От перегрева иногда "едет крыша". Поэтому по приезду в Милет, я сразу поднялся на самую высокую точку знаменитой на весь античный мир Театральной бухты. Здесь стояла полная тишина, дул свежий морской бриз, в гавани шелестели паруса невесть откуда зашедшего сюда прогулочного корабля. Самое время посидеть в одиночестве и попробовать проникнуться былой атмосферой одного из древнейших греческих полисов. Read more... )

carmelist: (Default)


После вчерашнего "юбилейного" отступления, хочу вам рассказать, что мы делали в Турции. По сути, я там был в первый раз. Кратковременное посещение Мармариса и Черепашьего Берега много лет назад даже не считаю знакомством с этой страной. Почему так припозднился? Во-первых, было много других стран, которые хотелось посетить в первую очередь. Во- вторых, отпуск только один в году. И история с т.н. флотилией свободы заморозила желание посетить Турцию немедленно. Если наш МИД запрещает, то стоит прислушаться. Наконец, ежегодно меняются обстоятельства.

В этом году желание посетить Турцию оказалось удачно подкреплено тремя важнейшими факторами. Read more... )

carmelist: (Default)

Может кто не в курсе, в Турцию я смылся от своего юбилея, который благополучно в этот раз прошел мимо меня. Отметил я его скромно, сочинив длинный стих и опубликовав и его в фб. Но поскольку у жж с фб есть непересечения, я решил его перепостить сюда, сопроводив стих иллюстрацией меня с моим другом. Стих под катом )

carmelist: (Carmel)

С утра в Турции висит фб. И идет дождь.

carmelist: (Carmel)

Этот вопрос мне задавали не раз до учебы в институте, многократно во время учебы и несколько раз после неё. Я заметил обратную прогрессию. Чем становлюсь старше, тем реже слышу: "Почему ты решил стать архитектором?". Пришло время рассказать правду.

Всю жизнь в качестве ответа на этот вопрос я выдавал одну и ту же версию. Мой любимый школьный предмет - геометрия, удачно наложился на мою учебу в художке... Иными словами: математика + рисование = архитектура. Не отрицаю, это правда. Но она обьясняет мои возможности, а не желания. В провинциальной и маргинальной среде города моего детства было трудно представить, что такое настоящая архитектура. О студенческой жизни я не знал вообще ничего.

Летом 1970 года все изменилось. Мы с мамой улетели в Ленинград. Там, конечно же, была Дворцовая площадь. На ней стояла Александровская колонна. Я немедленно влюбился в её римско-дорическую капитель. Потом я влюбился в арку Главного штаба. Потом в египетского сфинкса на набережной. Потом во все фасады, которые встречались нам по пути до Академии художеств. Я влюбился во всё в этом ультимативно-архитектурном городе. А потом я влюбился в студентов.

Не помню, возле здания какого института мы с мамой присели передохнуть. Там был небольшой почти без деревьев сквер. На соседней с нами скамейке сидел парень. Вы помните музыкальный профиль этих советских скамеек из тонких брусьев? С совершенным чувством свободы он расположился на её спинке и, отрешенно жуя всухомятку зажатый в руке белый батон, изучал какую-то книжку. "Это студент" - сказала мама. В её голосе мне послышалась жалость.

Неподалеку почти в такой же позе сидел еще один парень. Он тоже читал книгу. Тоже заедал её белым батоном. Но в отличие от первого запивал батон молоком из пол-литрового треугольного пакета. По окончании обеда, вероятно в пакете оставалось молоко. Поэтому, уходя из сквера, он молча передал его нашему соседу. Тот, как ни в чем не бывало, не благодаря и не поднимая глаз, принял пакет и продолжил чтение книги. "Это студенты!" - еще раз сказала мама. В его голосе слышались нотки любви и гордости.

С тех пор я люблю архитектуру и студентов. Они это знают.

carmelist: (Default)



В церкви Сан-Джакомо ( Chiesa di San Giacomo in Augusta), что на виа Корсо в Риме всегда теснятся туристы. Большинство заглядывает сюда по пути от Народной Площади к Алтарю Мира. Но некоторые посещают её специально, чтобы полюбоваться на мраморные барочные интерьеры, которые вроде бы разрабатывал Карло Мадерно. Я не самый большой любитель барокко, о церкви знал мало и попал в неё "по пути". Пространство интерьера оказалось в меру тесным и чрезмерно темным для моего Тамрона. Поэтому, сделав в этих сумерках, насколько это было возможно, несколько общих планов, я переместился ближе к стенам в надежде найти вкусные детали. И тут меня ждал сюрприз.

Сначала я не поверил своим глазам. Обошел весь периметр, пощупал стены руками. Это было разочарование и очарование одновременно. Стало понятно, почему служители не включают искусственное освещение. В интерьерах мраморной церкви мрамора почти не было. Все, что выдается за отделку цветным мрамором - виртуозная работа неизвестных мне мастеров кисти и флейца. Это яичная темпера и масло, господа! Read more... )
carmelist: (Default)

Arch. Antuan Tabet 1936-1937 | 18-26 Radak St. | Haifa | Israel


В сети крайне мало информации о личности этого архитектора, в том числе на русском языке. Это странно, поскольку в 1968 году в серии книг "Мастера архитектуры" о нём вышла отдельная книжка. У меня её нет, поэтому обойдусь информацией БСЭ:

Табет Антуан Жорж (Табит Антун) (13.6.1907, Бхамдун, Ливан, — 16.5. 1964, Москва), ливанский архитектор и общественный деятель, публицист. Родился в семье деревенского кузнеца. Окончил Высшую инженерную школу в Бейруте (1927) и АХ в Париже, где учился у О. Перре. В своих постройках [«Колледж мудрости» в Бейруте, 1938, группа жилых домов в Хазмии (район Бейрута), 1960, см. илл.] Т. исходил из принципов современной европейской архитектуры, претворяя их с учётом ливанских климатических условий. Участвовал в организации созыва (май 1939) в Бейруте Антифашистского конгресса, на котором была создана Лига борьбы с фашизмом и нацизмом. Один из основателей (1941) журнала «Тарик», награжденного в 1950 Золотой медалью Мира. В 1946—48 председатель Ливанского общества друзей СССР. С 1949 председатель Ливанского национального совета мира, с 1950 член Президиума Всемирного Совета Мира. Международная Ленинская премия «За укрепление мира между народами» (1961).

Вот такая интересная биография. Для нас самое примечательное в ней - учеба у Огюста Перре - пионера бетонного арт-деко в Париже. Того самого Перре, у которого начинал путь Ле Корбюзье, и наконец, у того Перре, который вместе с братьями и учениками застроил послевоенный Гавр превосходным каркасным арт-деко (с), за что центральная часть Гавра объявлена ЮНЕСКО памятником всемирного наследия.

О Гавре и каркасном арт-деко я вспомнил не просто так. Архитектура именно этого города с графической прорисовкой конструкций на фасадах пришла мне в голову, когда я впервые увидел жилой квартал, построенный Антуаном Табетом в Хайфе. Смотреть я его пошел с подачи Саши [livejournal.com profile] alldubinа, и был в очередной раз приятно удивлен стилистическим разнообразием нашего города. Read more... )

carmelist: (Default)


На первый взгляд на этой фотографии все ясно. Дело происходит в церкви. Девушка стоит на коленях. Невдалеке перед ней - алтарь с распятием. Вывод напрашивается сам - она пришла помолиться. Так то оно так! Но, если я вам скажу, что девушка сия - архитекторесса со стажем?

Знаете, как отличить архитектора-туриста, от не архитектора-туриста? Есть множество отличий (полагаю, вы дополните меня), но я отмечу пару существенных, на мой взгляд. У архитектора, как правило, нет палочки для селфи. Архитектор крайне редко снимает себя на фоне. Он фотографирует архитектуру. И желательно без влезающего в кадр вездесущего тур-стаффажа. Этот первый признак работает в 90% случаев. Остальные 10% дополняются вторым существенным признаком. Архитектор смотрит не только глазами, но и руками, ногами, спиной и прочими частями тела. Там, где нормальный турист пройдет мимо колоны, архитектор непременно задержится и погладит её, чтобы почувствовать движение энтазиса. Если обычный курильщик просто прислонится к стене покурить, архитектор в том же месте непременно будет изучать глазами и руками её текстуру и фактуру, стыки облицовки и прочие детали формы. А, если архитектор-турист увидит такую нетривиальную деталь, как тут в Юбилейной Церкви от Ричарда Майера? Он непременно станет на колени, согнется в три погибели, только чтобы разглядеть светящийся стык стены и пола. Даже, если он не турист, а туристка. Read more... )

carmelist: (Default)


Слева направо: самая высокая точки горы Кармель - монастырь Всесожжения (Мухрака) - город Верхний Йокнеам - башня с традиционным османским крестовым сводом. Эта башня - единственный угловой северозападный сегмент, сохранившейся от древнего Хана Кира и Камон. Пару столетий этот караван-сарай служил пристанищем для конвоев, проходящих через Изреэльскую долину. Тут останавливался с армией генерал Клебер, когда войска Наполеона двигались в сторону Акко. Караван-сарай был разрушен (или разрушился?) в конце шестидесятых годов прошлого века. В настоящее время на аэрофотоснимках этого места можно различить остатки крупного квадратного хана.

Хан стоит у подножья современного Тель Кира - невысокой, всего в 222 метра горы, которую крестоносцы называли Mount Cain - гора Каина. Именно тут по легенде Ламех случайно убил своего деда Каина. Сейчас на Каиновой горе заботами Еврейского Национального Фонда растет стройный хвойный лес. Read more... )

carmelist: (Default)

Из блога иракской архитекторессы http://makkiya.net/Figures

Read more... )

А как вы рисуете стаффаж? Добавьте рисунки в комментарии!

carmelist: (Default)

Рассказывают, когда двенадцать колен израилевых пересекли Иордан, они нашли Святую Землю, покрытую густыми цветущими лесами. Повсеместно весело жужжали пчелки и мирно паслись коровьи стада. Результат общеизвестен - всё вокруг текло молоком и мёдом. Надо полагать, евреи эти богоданные леса холили и лелеяли.

А потом пришли римляне. Они отправили евреев в изгнание, и в жизни лесов наступили печальные перемены. Римляне вырубали леса и вместо них прокладывали широкие римские дороги для своих легионов, из стволов деревьев легионеры строили военные лагеря или просто сжигали деревья в многочисленных кострах. Римлянам наследовали арабы, мало понимавшие в лесном хозяйстве, и леса кое-как пытались восстановиться сами. Но не тут-то было, наступила эра османов. Турки успешно дорубили последние леса и даже оливковые рощи - ими было удобно топить паровозы железной дороги Дамаск - Александрия. А когда почти все леса были срублены, ветер и дожди смыли с холмов плодородную почву. Их склоны оголились бесплодными каменными каскадами, затопленные долины превратились в болота, образ Святой Земли погрустнел.

Но дальше, как известно, вернулись евреи, осушили болота и снова засадили страну лесами.

Я люблю гулять по израильским лесам и, казалось, знаю о них много. Но вчера попал в совершенно незнакомый мне лес на горе Хуршан. Он не похож на искусственные галилейские леса, он выглядит почти первозданно. Возможно ему повезло, он оказался в стороне от турецких железных дорог. Но скорее всего его крутые негостеприимные каменистые склоны склоны остановили ленивых лесорубов. Этот лес - вотчина велосипедистов экстремалов. Хотя на его крутейщих склонах встречаются мотоциклы всех размеров и разнообразные джипы. Все они снуют по многочисленным размеченным лесным трассам. Склоны горы покрыты огромными по израильским меркам таворскими дубами, утопающими в высоченной цветущей траве, кривыми фисташковыми деревьями, низкорослыми дикими оливами и какими-то очень густыми неопознанными мною деревьями.

Вот только солнышка вчера не было. Read more... )

Фотографии в соавторстве с [livejournal.com profile] aff_tarом (см.тэги на снимках)


carmelist: (Default)

Сегодня с легкой руки [livejournal.com profile] puerrtto - пополнение в нашей коллекции архитектурных маразмов - триумфальная арка имени Яйя Абдул-Азиза Джамуса Джункунга Джамме, президента Гамбии, полковника в отставке. Возведена в столице Гамбии Банжуле в честь Великой Гамбийской Революции 22 июля 1994. Как видите, каков стиль, такова и арка. Всех диктаторов в чине полковника и выше почему-то влечет масштаб погребального храма Рамзеса Второго. Никак не меньше. Стилистика ордера, судя по капителям - исконно египетская. Даже "Окно Явлений" Эхнатона присутствует. Хотя не без "с миру по нитке". Колонны нещадно давят на страдающие под ними валики детской матрешки. Их квадриги явно скомуниздены у апологета маньеризма в палаццо Дель Те. Но есть и находки. Так мощная почти равновеликая двухчастная композиция "портик-антаблемент" - конечно же новое слово в архитектуре. Да и сам антаблемент смело разрезан авторитетной рукой сенегальского постмодерниста Pierre Goudiaby, который и был автором сего архитектурного произведения.Read more... )

carmelist: (Default)

Комплекс транспортной компании Эггед с центральным городским автовокзалом Бат Галим и офисной башней был спроектирован и построен в 60-е годы прошлого века двумя столпами израильского модернизма - архитектурными бюро Шарон-Идельсон и Шмуэль Розов. C момента появления в городской панораме, башня стала знаковым элементом образа Хайфы. Её уникальный силуэт формируют восемь массивных пространственных рам, поддерживающих 15 этажей - 12 - офисных и 3 - технических. Кроме Эггеда здесь также размещались офисы электрической компании. Впоследствие они переместились в  Башню Саурона башню IEC на южном въезде в Хайфу. Станция размещалась на двух уровнях. Платформа городских автобусов были расположена в верхней части станции недалеко от въезда в комплекс. Межгородские автобусы прибывали как на верхний, так и на нижний уровни. Существовал подземный переход, соединявший железнодорожную станцию Бат-Галим и автостанцию. Впрочем он функционирует и сейчас, соединяя приморский бульвар с железной дорогой. В комплексе располагались около 40 магазинов, два банка, почтовое отделение и множество киосков.

Кризис здания наступил в 2002 году. В связи с разделением автостанции на северную и южную комплекс Башни Эггед был заброшен. Сейчас его состояние крайне плачевно. Ввиду отсутствия ухода, бетон внешних конструкций начал местами крошиться. Подвальные этажи оккупировали грунтовые воды. Чтобы не платить городской налог за неиспользуемые площади владелец здания снял полы на всех этажах. Как это не печально, но вероятно здание ждет снос.Read more... )

carmelist: (Default)


Хотя я живу менее чем в двух часах езды от этих чарующих мест, но бываю тут реже желаемого. И никак не получается все обойти и все осмотреть. А богатства тут совершенно несметные! На участке в несколько десятков километров сотни мегалитических сооружений. И, хотя их называют полями дольменов, но на самом деле тут почти вся история мегалитических сооружений: менгиры, трилиты, дольмены, таулы, каирны и, конечно же, кромлехи, о самом крупном из которых, я когда-то уже писал. Сейчас сезон путешествий по этим местам, все вокруг зеленеет, на небе всё ещё встречаются отдельные облака, и это создает хоть небольшую, но чистую палитру цветов. Во все прочие сезоны тут тоже интересно, но максимум двухцветно: растительность жухнет и желтеет, а многочисленные камни полей в этой среде мимикрируют до почти полной невидимости.

Прогуляйтесь! )
carmelist: (Default)

... или обзор, в котором я пытался найти ответ, но так и не нашел.



В последнее время я несколько раз столкнулся с архитектурной формой, которую в архитектурной терминологии принято называть "перспективный вход" или "перспективный портал". Мой вопрос не к сути названия, оно наглядно. Вход уступами "удаляется" к точке схода, потому - "перспективный". Но интересно знать, откуда ноги растут. Всегда существует первопричина появления того или иного артефакта. А тут я не нашел нигде никаких объяснений.

Более того в архитектурной литературе перспективный портал существует преимущественно в Европе. Он как-бы появляется в романской архитектуре и оттуда перекочевывает в византийское и древнерусское храмовое зодчество. Но это совершенно не так. Я попытался проследить, откуда эта форма могла быть заимствована византийцами. Прямых ответов не нашел, но удостоверился, что примеры этого явления можно отыскать даже в архитектуре Междуречья. По описаниям прямоугольный перспективный портал имел также иерусалимский Храм. Я понимаю, евроцентристкая традиция и все с ней связанное диктуют приоритеты в исторической науке. Но, следует заметить, что перспективных порталов хватало везде: их можно найти в Армении, Средней Азии, Индии, Иране и даже в доколумбовой Америке.

Однако главный вопрос не этот, а конструктивные причины рождения перспективного входа. На мой взгляд, должно быть очень простое объяснение. Что вы думаете? Фотообзор под катом )

Дом

Feb. 23rd, 2016 08:07 am
carmelist: (Carmel)

Андрей почувствовал дрожание рук, которое всегда сопровождало нарастающее волнение, и осторожно перевел полет своего клипера в автоматический режим. Каждый раз, подлетая к Дому, Андрей трепетно ожидал очередной встречи. Тем более сейчас, когда Дом и он были разлучены долгими годами третьей Звездной.Read more... )

***

Текст мой. Иллюстративный рисунок студента второго курса Николая Рябова Дисциплина “Архитектурно-проектный рисунок”, КИСИ, 1989 год.

carmelist: (Default)




Сходил вторично в хайфский музей города на экспозицию под пафосно-неоднозначным названием "Арабская архитектура: Хайфа" (1860-1930). А там нашелся повод, чтобы рассказать вам об еще одном редком архитектурном термине, с процессом идентификации которого я сталкиваюсь вторично в последние месяцы (ауу.. доктор [livejournal.com profile] i_drlis). Его значение устроители выставки незаслуженно уменьшили до размеров крошечного зальчика со схемами традиционного городского арабского дома. Куратор выставки назвала этот дом "ливанным" и объяснила, что это старое арабское слово, обозначающее.. Read more... )



Архи-термины:

акант айван амфипростиль арка аркбутан архивольт архитрав Атеней балюстра бусы волюта гипотрахелион+1 дорический ордер замковый камень ионик ионический ордер истинная арка каннелюра+1+2+3 крестовый свод кора кариатида капитель+1+2 колонна контрфорс кронштейн+1+2 консоль киматий каблучок коринфский ордер лемех ложечка ложная арка модульон нервюра+1 неф+1 ов облом одеон пилястра+1 плинт полка пинакль простиль розетта сима слезник стиль стилус свод средокрестие столб трансепт фиал+1 четвертной вал число каннелюр эхин


carmelist: (Default)

Сегодня моему научному руководителю профессору Урбаху А.И. должно было исполниться 95 лет. К сожалению, до этого возраста он не дожил. Хотел написать о нем несколько слов, но поймал себя на мысли, что мало знаю о его жизни вне института. На сайте МАрхИ тоже шаром покати. А жаль, могли бы найти место для биографий наших профессоров. Read more... )

carmelist: (Default)


Прости друг [livejournal.com profile] 3d_object, но тема диссертации "Проектирование прямоугольных проёмов для круглых котов" , заявленная тобой здесь (https://www.facebook.com/andrew.ign...) сформулирована некорректно. Она скорее похожа на название пост-докторской монографии, ориентированной на широкую публику, нежели на тему узкой научной работы. Если ты не против, несколько замечаний.
Во-первых, ты не можешь охватить все сферы проектирования прямоугольных проемов в виду профессиональной ограниченности. Ты же не физик, а архитектор. Поэтому речь может идти только об архитектурном проектировании. Во-вторых, судя по всему тебя интересуют различные аспекты проектного процесса, как композиционные, так и функциональные. Это следует отразить в названии. В-третьих, нельзя в теме сразу заявлять о результате, коим в данном случае является форма проема. Этот аспект целесообразно интерпретировать одним из важнейших выводов твоего исследования. Он должен появиться только в заключительной части работы. Исходя из того же соображения, я бы не указывал изначально форму котов. Тебе выгоднее представить ее результатом аналитического обзора форм этих домашних животных, поместив его в первую главу твоей диссертации. И, наконец, в-четвертых, имеет смысл точнее указать место этих животных в принятой в науке классификации видов.
Таким образом наиболее приемлемым представляется следующее название твоей диссертации: "Методические основы архитектурного формообразования частей ограждения замкнутых пространств, обеспечивающих функции входа (выхода) для современных домашних млекопитающихся семейства кошачьих отряда хищных (Felis silvestris catus)"



carmelist: (Default)



Управление Древностей меня сильно удивило. На его сайте появилось El Dorado - карта археологических объектов на территории Израиля на английском и иврите. Я тут же "побежал" смотреть, как выглядит на этой карте наша гора Кармель. Результат впечатлил, и это то, что вы видите на первой картинке. Каждая красная точка соотвествует определенному археологическому объекту. Если на карте кликнуть на определенную точку, можно получить общую информацию об объекте.

Ближайший из них оказался в сотне метров от нашего офиса на склоне за гимназией Реали. Вполне естественно, что на горе, носящей имя Божий Виноградник, им оказались руины греко-византийской винодельни. На её участке были найдены артефакты, относящиеся также к раннеисламскому периоду, мамлюкам и крестоносцам. Есть даже фотография этой давильни винограда.Read more... )

carmelist: (Default)

1

Весь район на этой фотографии, прилегающий к морскому побережью, когда-то был самым древним поселением с названием Хайфа. В истории города он остался под именем Хайфа эль Атика. В кадр попали несколько занимательных зданий. Например, третье снизу справа с сине-зелеными вывесками. Если приглядеться на нем написано "Медицинский центр ЛИН". Всем простакам я рассказываю, что это в мою честь :) На самом деле домик построен на деньги Ротшильда и назван в честь Эвелины де Ротшильд. В кругу семьи ее нежно называли Лин. Read more... )

carmelist: (Default)


Это один из лучших примеров современной арабо-христианской архитектуры. Я его обнаружил во время прогулки по христианскому району Хайфы. Дом привлек мое внимание по по двум причинам. Во-первых, таких совсем мало в Хайфе, архитектурной псевдо-классической декорацией забавляются в основном в арабских галилейских деревнях и поселках. Во-вторых, в основании здания явственно просматривается старое строение с аутентичными деревянными окнами начала прошлого века. Стало интересно и я забрался на сайт мэрии, посмотреть историю этого дома.

Не поверите, в коллекции чертежей инженерного управления города нашлось восемь "гармошек" дома на Аббас 65. Первая из них была представлена в мэрию в 1934 году. Владелец участка - C.S.Miklasiewicz, авторы проекта - Ralitzky-Entin Architects. Судя по печатям на чертежах, разрешение на строительство они получили в течение года, и в 1936 году дом был построен в двухэтажном варианте. Стилистика, конечно же, близкая к характерному для тех лет хайфскому баухаузу.

В таком виде дом простоял 70 лет. В 2005 году нынешний владелец решил реконструировать его и надстроить 3 этажа. Автором проекта выступил инженер-конструктор Эмиль Абу Хани из Назарета. Представляю, какие пляски с бубнами ожидали его в нашей мэрии, если в последующие семь лет Эмиль подал в её инженерное управление семь "гармошек" чертежей. Только в 2012 году ему наконец удалось получить разрешение, и начались строительные работы. Read more... )

carmelist: (Default)


Давайте раскроем карты.

Я ожидал правильные догадки от израильтян, а тем более от живущих в Хайфе, а тем более от архитекторов. Но, честно сказать, не предполагал получить такой разброс мнений от "заграничных" коллег.

Предложенные варианты: кинотеатр, крематорий, крепость, музей, библиотека, костел, кирха, казначейство, лифт, фуникулер, канатная дорога, маяк и еще кое-что. Очень понравился вариант "что-то для спуска вниз по вертикали с этой горы" от Айдара (см. тред в фейсбуке). Ильдар Нургалеев предположил, что это входная группа жилого дома, спускающегося вниз, и оказался почти прав. Read more... )

Profile

carmelist: (Default)
carmelist

Syndicate

RSS Atom

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jun. 28th, 2017 01:55 am
Powered by Dreamwidth Studios