carmelist: (Default)
[personal profile] carmelist


Photobucket

Как вероятно многим из вас известно, на Голанских высотах неподалёку от легендарной Гамлы есть кромлех. Ранняя бронза, более 5 тыс. лет назад. Диаметр внешнего кольца 156 метров. Высота колец 2-3 метра. Конечно наш кромлех по степени туристической раскрученности очень далеко не дотягивает до уилтширского, но зато он в три раза шире его, и камней не перечесть. Но самым замечательным является его ивритское название "Гальгаль Рефаим", что в переводе на русский звучит зловеще:  "Колесо Духов (мёртвых)".
 
Впрочем у слова "рефаим" есть другое значение. Так называется древний мифический народ великанов, некогда населявших Святую землю. Их родоначальником являлся некий Рафа, поэтому строго говоря его потомки должны называться по-русски рафы. Хотя их именование никак не влияет на их рост, который по описаниям малорослых современников колебался от двух до трёх метров (sic!) В свете этого становится понятно, кто таскал с места на место тяжеленные мегалиты на голанском плато.

Photobucket

Photobucket

Мне кажется, нет смысла описывать вам то, что и так видно на аэрофотоснимках. Поэтому вкратце: кромлех - это три концентрических круга камней,соединенных поперечными стенами,  два прохода к центральной части, защищенные высокими каменными холмами.

Photobucket

В центральной части кромлеха расположен довольно крупный каирн с двумя углублениями наверху. В углублениях - отверстия, причем в одно из них можно пробраться, и тогда становится ясно, что каирн внутри представляет из себя очень короткий наклонный дромос, ведущий в небольшую округлую камеру с (естественно) ложным сводом. Судя по размерам каирна в нем должна быть еще пара-тройка пустот (замаскированные археологами входы я видел).

Между прочим, через дромос с трудом протискивается крупный человек, что ставит крест на романтической версии о рефаимах (или рафах?) Согласитесь, великанам не к чему "городить огород", которым они не смогут пользоваться.

Кстати про "городить огород", а также про "город", "огораживать" и прочие однокоренные. Однозначных мнений о назначении этой так элегантно отгороженной от мира территории не существует, но в сети гуляют многочисленные, на любой вкус, версии о функциональной принадлежности Колеса Духов. Если у вас есть желание, я готов подискутировать о возможности существования любой из них. Но на мой взгляд всё с большой долей вероятности напоминает укрепленное огороженное ритуальное место. Возможно погребальное, возможно сакральное. Но вероятнее всего всё-таки для живых. 

И да... чуть не забыл! Не ходите туда в летнюю засуху. Оптимальный сезон для посещения Колеса Духов - наша поздняя весна.  Так что, вперёд, пока не припекло! Вот вам карта!


Photobucket
Кромлех от ручья Далиот

Photobucket
Первое приближение

Photobucket
Первое кольцо.

Photobucket
Третье кольцо

Photobucket

Photobucket
Центральный (большой) каирн

Photobucket
Спуск в каирн и его сторож

Photobucket
Проверка пропускной способности дромоса

Photobucket
Дромос

Photobucket
Камера

Photobucket
Камерное окно камеры

Photobucket
Оно же снаружи

Photobucket
Задрапированные археологами отверстия

Photobucket

Далее: на все четыре стороны.

Photobucket

Photobucket

Photobucket

Стаффаж для масштаба:

Photobucket
Турист

Photobucket
Местный житель

Photobucket
Таким зелененьким снял наш кромлех пару месяцев назад заслуженный вертолетчик [livejournal.com profile] igor_torick.


Бонус

Photobucket Photobucket

Photobucket Photobucket

Photobucket Photobucket

Photobucket Photobucket

Photobucket Photobucket

Photobucket 

Схемы и аэрофото найдены тут: 1,2,3,4

Date: 2010-04-01 08:27 am (UTC)
From: [identity profile] vimalsatyamo.livejournal.com
Да, интересное место. Думаю, оно всё-таки для живых. Была там год назад. :) Спасибо за фотографии.

Date: 2010-04-01 08:43 am (UTC)
From: [identity profile] carmelist.livejournal.com
И в первую очередь для нас! Чтобы было куда гулять по выходным :)

Date: 2010-04-01 08:34 am (UTC)
From: [identity profile] paintervic.livejournal.com
В пещере каменной нашли бочёнок водки???

Date: 2010-04-01 08:43 am (UTC)
From: [identity profile] carmelist.livejournal.com
Только кругляшку от сгоревшей свечки.

Date: 2010-04-06 10:25 am (UTC)
From: [identity profile] aff-tar.livejournal.com
О чем вы? Я там был год назад.

Date: 2010-04-06 10:32 am (UTC)
From: [identity profile] paintervic.livejournal.com
Ясно, значит зелья там уже нет...:)

Date: 2010-04-01 08:43 am (UTC)
From: [identity profile] alis-svs.livejournal.com
Интересно. :) Только фотографии дромоса вызвали жесткий приступ клаустрофобии. :)))

Date: 2010-04-01 08:44 am (UTC)
From: [identity profile] carmelist.livejournal.com
Прошу прощения! Удалить?

Date: 2010-04-01 08:47 am (UTC)
From: [identity profile] alis-svs.livejournal.com
Что Вы! :)))) Фотографии замечательные! Извините за коментарий. :)))

Date: 2010-04-01 08:54 am (UTC)
From: [identity profile] carmelist.livejournal.com
Комментарий, как комментарий :) За что извинять? Но я могу их - под кат, если что.

Date: 2010-04-01 09:03 am (UTC)
From: [identity profile] janataha.livejournal.com
"версии о функциональной принадлежности Колеса Духов"...
есть у меня их!
абсерватория - это ведь вещь жутко полезная в хозяйстве, почти как каменый топор.
конечно кочевники могут и без обсерватории обойтись, поэтому у них календарь по луному циклу настроен ( у арабов до сих пор по луне)
но как только человек становится оседлым землепашцем ( Месопотамия, Египет и т.п.) - без солнечного календаря долго не выжить, ведь надо знать когда какой с/х сезон.
логично?

Date: 2010-04-01 09:10 am (UTC)
From: [identity profile] carmelist.livejournal.com
Конечно нужно! Как иначе отличить весну от лета? Считать дни муторно, да и считать тогда умели только до трех. А ты сомневаешься?

Date: 2010-04-01 09:10 am (UTC)
From: [identity profile] sasha-de-blanes.livejournal.com
Так вот Он где живет))

Date: 2010-04-01 09:12 am (UTC)
From: [identity profile] carmelist.livejournal.com
А может это Его зимняя дача?

Date: 2010-04-01 09:21 am (UTC)
From: [identity profile] sasha-de-blanes.livejournal.com
Вторая резиденция, это сейчас очень распространено)

Date: 2010-04-01 09:27 am (UTC)
From: [identity profile] carmelist.livejournal.com
Совершенно с тобой согласен! А кстати сказать, кто это "Он", мы о ком говорим?

Date: 2010-04-01 09:51 am (UTC)
From: [identity profile] sasha-de-blanes.livejournal.com
О ком давеча говорили, о гекконе, а ты про кого?)

Date: 2010-04-01 10:02 am (UTC)
From: [identity profile] carmelist.livejournal.com
Я прямо таки сразу так и подумал! Только почему ты их "он"ом называешь. Их там много :)

Date: 2010-04-01 11:02 am (UTC)
From: [identity profile] sasha-de-blanes.livejournal.com
Много, но влюбилась я только в Oдного, я Его сразу узнала))

Date: 2010-04-01 11:10 am (UTC)
From: [identity profile] carmelist.livejournal.com
Да, он неповторимо мил :)

Date: 2010-04-01 11:12 am (UTC)
From: [identity profile] sasha-de-blanes.livejournal.com
Счастливый) ты Его видел))

Date: 2010-04-01 11:23 am (UTC)
From: [identity profile] carmelist.livejournal.com
Свечусь до сих пор :)

Date: 2010-04-01 10:10 am (UTC)
ext_460664: (Default)
From: [identity profile] raduga-nk.livejournal.com
Отлично! Я дам ссылку у себя!

Date: 2010-04-01 10:13 am (UTC)
From: [identity profile] carmelist.livejournal.com
Так у тебя то же самое есть! :)

Date: 2010-04-01 10:19 am (UTC)
From: [identity profile] igor-torick.livejournal.com
Стоит упомянуть, что "Колесо духов" - название современное, более старое арабской Руджум э-Лири :)

Rujm-El-Hiri

Date: 2010-04-01 10:25 am (UTC)
From: [identity profile] carmelist.livejournal.com
Ты с этим завязывай! ))) Какие арабы? Это построили рафаимы за 3 тысячи лет до появления первого араба.
Но я честно об этом упомянул посредством ссылки на источник №1.
Спасибо за фоту! Летай исчо!

Re: Rujm-El-Hiri

Date: 2010-04-01 10:43 am (UTC)
From: [identity profile] igor-torick.livejournal.com
Просто название совершенно современное :)
Впрочем, оба - современные :)

Постараюсь!

Date: 2010-04-01 10:58 am (UTC)
From: [identity profile] bluese-woman.livejournal.com
Невероятно!
Спасибо за подробный рассказ!

Date: 2010-04-01 01:35 pm (UTC)
From: [identity profile] carmelist.livejournal.com
Очень даже вероятно :)

Date: 2010-04-01 03:01 pm (UTC)
From: [identity profile] 22sobaki.livejournal.com
Здорово!
Напомнил детскую игрушку - лабиринт под стеклом, где надо было загнать шарик в центр.

Date: 2010-04-01 04:23 pm (UTC)
From: [identity profile] carmelist.livejournal.com
Точно! :) А я как-то не связал.

Date: 2017-06-25 06:59 pm (UTC)
From: [identity profile] nuladno.livejournal.com
о, так вот оно для чего центральная камера!

Date: 2010-04-01 03:55 pm (UTC)
From: [identity profile] evrikab.livejournal.com
Спасибо! Интересно!

Date: 2010-04-01 04:09 pm (UTC)
From: [identity profile] looktowindow7.livejournal.com
Да, очень много камней. Очень интересно.

Date: 2010-04-01 06:51 pm (UTC)
From: [identity profile] wolf-gray.livejournal.com
Особенно хорошо получились wolf_gray и sari_s!

Самая большая (из тех что я видел) коллекция камней получилaсь чуть хуже. ;-)

Если у тебя остались интересные (неведомые толпам израильтян) уголки нашей природы - прошу сообщить в ближайшие 4 дня.
Искренне ваши серый_волк и красная_шапочка

Date: 2017-06-25 02:25 pm (UTC)
From: [identity profile] chaim naimark (from livejournal.com)
А как определили возраст?

Date: 2017-06-25 07:01 pm (UTC)
From: [identity profile] nuladno.livejournal.com
это был отдельный длинный рассказ д-ра Фрейкмана. В двух словах: по кварцевой пыли.

Date: 2017-06-26 02:39 am (UTC)
From: [identity profile] carmelist.livejournal.com
Косвенно. По датировке керамики, найденной в домах и захоронениях, соседнего поселения. С допущением того, что именно его жители строили комплекс.

Date: 2017-06-28 10:31 am (UTC)
From: [identity profile] nuladno.livejournal.com
не, сдаеццо мне, про внутреннюю камеру он вот про это говорил
https://en.wikipedia.org/wiki/Thermoluminescence_dating

Date: 2017-06-28 04:51 pm (UTC)
From: [identity profile] carmelist.livejournal.com
Так это о датировке керамики, нет?

Date: 2017-06-29 06:43 am (UTC)
From: [identity profile] nuladno.livejournal.com
Там написано Thermoluminescence dating is used for material where radiocarbon dating is not available, like sediments.
А sediments могут быть как в составе керамики, так и иногда банан - это просто банан. Миша как раз говорил про то, как они песок и пыль из-под камней наковыривали. Потому как возраст базальта - это огого, а песок - его ветром носит. И если этот анализ показывает, что песок последний раз был на свету Х лет назад, логичнее типа предположить, что это Х лет назад его в эту камеру занесло, чем что его из другого какого-то темного места в закрытой коробке тащили.

Date: 2017-06-29 08:47 am (UTC)
From: [identity profile] carmelist.livejournal.com
Ну да, про одно сверление под камнем. Ты про презентативную выборку в курсе?

Date: 2017-06-29 01:09 pm (UTC)
From: [identity profile] nuladno.livejournal.com
я не знаю, как там у археологов с репрезентативностью выборки. С одной стороны объем выборки, с другой - по возможности неинвазивность и недеструктивность, а вверху над всем этим с моэльским инструментом порхает бюджет. Но мне так показалось (или я не так услышала), что они где-то покопали, а где-то - для чистоты - и просверлили. Так-то, конечно, если взято точечно, как на биопсии, его туда и мыша или крот могли вынести.
Но чисто из соображений домохозяйки - удобно ли было натаскивать всю эту кучу внутрь через уже наваленные кольца? по одному через ворота?

Date: 2017-06-25 05:33 pm (UTC)
From: [identity profile] k-plan.livejournal.com
У нас такие следы раньше оставляли солдаты-первогодки. Чем-то их же надо было занимать, ну не разрешать же стрелять, на самом деле! Возле Аркаима стоял большой стройбат, так ученые до сих пор спорят....

Date: 2017-06-26 02:44 am (UTC)
From: [identity profile] carmelist.livejournal.com
Само-собой, Мишенька, это так! Тут порезвился Десятый легион. Пока первая когорта из катапульт обстреливала Гамлу, прочие собирали базальтовый стройматериал для строительства трансголанской виаапиа. Камни складывали в дольмены, туры, каирны и кромлехи.

Date: 2017-06-26 07:34 am (UTC)
From: [identity profile] k-plan.livejournal.com
Ты знал! А туману-то нагнал....

Profile

carmelist: (Default)
carmelist

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Mar. 27th, 2026 10:18 pm
Powered by Dreamwidth Studios