carmelist: (Default)
[personal profile] carmelist


В Скоттсдейле приятно коротать осенние вечера, освежаясь прохладным мартини и разглядывая медленно ползущие по небу белые кудрявые стада. Осенью 1958 года именно этим  занимался Фрэнк Ллойд Райт, расписывая пульку на террасе своей виллы  с приятелем Грэйди Гэммиджем, президентом университета Аризоны. Два старика сидели уже третий час, и великий архитектор безбожно проигрывал.  А когда все имеющиеся в доме наличные закончились, он и вовсе погрустнел. "Слушай, друг Фрэнки - вдруг обратился к нему Грэйди - А не сыграть ли нам на твой проект оперного театра в Багдаде. Я слышал, что после казни мальчишки-короля новые правители Ирака не жаждут воплощать в жизнь его градостроительные фантазии!?"  "Ого! - подумал Райт -  Какой замечательный случай пристроить беспризорный объект и существенно пополнить банковский счет!"  Он с радостью согласился на предложение приятеля и немедленно проиграл ему багдадский проект.

 Это был мой вольный пересказ бытующей в архитектурных кругах легенды. Сколько в ней правды, я не знаю. Но факт остается фактом: здание королевского театра Фейсала II вместо Багдада было построено в прериях Аризоны в качестве мемориального универсального зрительно зала Грэйди-Гэммидж университета Финикса.

Багдадская опера от Фрэнка Ллойда Райта


"В 1957 г. Ф.Л. Райт был приглашен в Багдад, который уже начали застраивать небоскребами разные западные архитекторы. Фейсал II и его просвещенный премьер-министр пригласили Райта для строительства здания оперы. В 1958 г. в Ираке произошла революция, король и вся его семья были убиты, а проект Ф.Л.Райта так и не был осуществлен. Ко времени приезда архитектора в Багдад там уже были возведено здание гимназии и должен был появиться стадион, приуроченный к Олимпийским играм 1960 г. (Ле Корбюзье), Национальный музей искусств (Алвар Аалто) и многие другие здания, а чуть позднее – Багдадский университет (1959-1961) Вальтера Гропиуса.

Замысел проекта явился Ф.Л. Райту уже в мае 1957 г., когда он находился в Багдаде. Ему разрешили облететь Багдад на самолете. С высоты птичьего полета он увидел остров, ничем и никем не занятый, и находящийся практически в центре города. План созрел мгновенно после посадки и просмотра местоположения острова на карте. Остров находился напротив университета и собственно центра города. Это была удача. Однако, как выяснил Райт, остров входил в число монарших владений. Следовательно, встреча с королем Фейсалом была неизбежна. Король принял предложение Райта благосклонно, с улыбкой, и, накрыв ладонью очертания острова на карте, сказал, «он Ваш»."  (Багдадский проект оперы Френка Ллойда Райта: метафора и иконический образ.)

Оперу вы можете разглядеть на этой панораме в дальней части острова на Тигре. Её здание по замыслу Райта являлось одним из ключевых объектов будущего культурного центра Багдада со скромным названием "Сады Эдема".


Наиболее полное представление о проекте можно получить, просмотрев клип с трехмеркой, созданный сотрудниками Школы дизайна Гарвардского университета. Для вашего удобства я его поместил ниже.



Каковы же основные признаки композиции здания оперы? Для моего рассказа существенны три-четыре. Во-первых, наличие круглого плана. Это не ново для проектов Райта, но существенно в данном случае, поскольку создает идеальные остров в  водном окружении.  





Второе: от круглого "острова" в воду спускаются два полукруглых моста не совсем понятной мне функциональности, но вместе с островерхой "шапкой" обыгрывающие вероятно антропоморфную тему. Кроме того фасадная аркада драпируется изнутри воздушными полусводами, отсылающими зрителя к образам тканей в интерьерах востока. И, наконец, распластанная купольная форма театра подчеркивается легчайшим шпилем,  завершающим легко узнаваемый мусульманский силуэт.




Grady Gammage Memorial Auditorium
от
Frank Lloyd Wright Architects - Taliesin Associated Architects


Ни сам Райт, ни его приятель Грейди не дожили до окончания строительства аудиториума в Финиксе. Они ушли из жизни в 1959-м году. Аудиториум официально закончен в 1964-м. В сущности Райт в этом проекте не участвовал и аудиториум был полностью построен его учениками и коллегами из архитектурной ассоциации Талезина. Поэтому, если кому-то из вас не понравится вариант багдадской оперы в Аризоне, можете все валить именно на этот фактор.


В чем существенная разница с проектом в Багдаде? В первую очередь тут нет никакой воды, роль которой выполняют тривиальные заасфальтированные подъезды. Почему я так думаю? Потому, что те самые багдадские мосты тут сохранились, и выполняют функцию пешеходных мостиков над дорогой - выходов из аудиториума.




Объемные конструктивные полукружия  колоннады исчезли. Их заменила декорация, вероятно имитирующая театральные занавеси.














Но самым удивительным в этом здании стал его цвет. Наконец, хотя бы после смерти, воплотилась мечта Райта о розовом фасаде. Вы наверное помните, что он категорически рисовал розовый фасад для музея Гугенхейма в Нью-Йорке?!

Вот такой:


Но тогда нью-йоркские власти не пожелали увидеть такой неожиданный цвет в пуританском районе Манхеттена. А тут, хоть и с массой примесей, но розовый торжествует. И, кстати сказать, в сумрачных цветах архитектуры Финикса смотриться вполне достойно.







Но образ, господа! Несмотря на отсутствие шпиля образ востока остался несмотря ни на что.

Еще об аудиториуме - http://www.galenfrysinger.com/arizona_gammage.htm
(screened comment)

Date: 2009-11-27 03:53 pm (UTC)
From: [identity profile] carmelist.livejournal.com
Не матерись, забаню! Добрался.

Date: 2009-11-27 03:57 pm (UTC)
From: [identity profile] ingr.livejournal.com
Nepроизвольно вырвалось страшной силы вестчЪ - моск чуть не порвало.... :))))))

Date: 2009-11-27 04:15 pm (UTC)
From: [identity profile] carmelist.livejournal.com
Что ж тебя так возмутило?

Date: 2009-11-27 04:21 pm (UTC)
From: [identity profile] ingr.livejournal.com
Я когда его в первый раз увидел, подумал - вот какой то мудакнехороший человек под FLW закосил неудачно....
Ващщщще - маздер одно из моих самых сильных разочерований по жизни, большее пожалуй, только Гауди Антонио :(

Date: 2009-11-27 04:38 pm (UTC)
From: [identity profile] carmelist.livejournal.com
Эмоции твои я уже давно уловил. Ты не дави на психику, а поясни что тут закошено неудачно?

Date: 2009-11-27 08:06 pm (UTC)
From: [identity profile] ingr.livejournal.com
Da FFFFСЁ - один сплошной дезастр!!!!
Не прикидывайся будто тащишся, талиесин ещё ничего получился(благодаря ученикам и неплохому уровню крафта), на частных заказах это не так заметно, да и язык(умение убеждать) у "маздера" был хорошо подвешен,
Но как подойдёшь поближе ПЦ. :)))))

Зы: Хотя если взять например братьев Грин(ов) он им в подмётки не годился....
Да чёёёёё я тут распинаюсь сам всё прекрасно знаешь!

Date: 2009-11-28 08:34 am (UTC)
From: [identity profile] carmelist.livejournal.com
Не тащусь именно от этого проекта, но очень удивляюсь разнообразию идей Райта. Тализин тоже не подарок во многих отношениях, похож на самострой. Но он совсем другой. И время было другое. У тебя, видимо настроение не в тему :)
А что там с Гринами?

Date: 2009-11-28 08:48 am (UTC)
From: [identity profile] ingr.livejournal.com
Nастроение у меня фффсехда - зашибись!

Вот почитай, это настояшие масера а не дешёвые сейлманы....
http://en.wikipedia.org/wiki/Greene_and_Greene
http://en.wikipedia.org/wiki/Gamble_House_(Pasadena,_California)
http://otvet.mail.ru/question/26503533/

Date: 2009-11-28 08:52 am (UTC)
From: [identity profile] carmelist.livejournal.com
Нет, дорогой мой! Нельзя сравнить несравнимое.

Date: 2009-11-28 08:57 am (UTC)
From: [identity profile] ingr.livejournal.com
Dom есть дом, вкус есть вкус, стиль есть стиль....
Остальное от лукавого, сравнимое там или нет - важен ИСТИННЫЙ масштаб личности а не дутый PR удачливого сейсмена из илинойса.

Date: 2009-11-28 06:15 pm (UTC)
From: [identity profile] carmelist.livejournal.com
Знаем МЫ этот дом. Не нравится. Не в нашем это вкусе :) Хотя достоинства у него есть.

Date: 2009-11-27 04:24 pm (UTC)
From: [identity profile] p-kuzmenko.livejournal.com
в мечтах о розовом фасаде...
Спасибо большое за ваш журнал!

Date: 2009-11-27 04:40 pm (UTC)
From: [identity profile] carmelist.livejournal.com
Пожалуйста :)
Да, вот была у старика такая мечта. Я ему завидую. Хоть после смерти

Date: 2009-11-27 07:16 pm (UTC)
From: [identity profile] looktowindow7.livejournal.com
очень красиво, ну, розовый очень приятен.

Date: 2009-11-28 08:28 am (UTC)
From: [identity profile] carmelist.livejournal.com
Согласен, все зависит от контекста.

Date: 2009-11-27 08:47 pm (UTC)
From: [identity profile] maxi-min.livejournal.com
розовый гугенхайм - это сильно. а мастер-то, затейник был ещё тот.

Date: 2009-11-28 08:27 am (UTC)
From: [identity profile] carmelist.livejournal.com
Максим, не поверишь насколько ты прав! Я позже покажу еще несколько его не самых популярных вещей, ты будешь удивлен.

Date: 2009-11-28 10:58 am (UTC)
From: [identity profile] maxi-min.livejournal.com
Буду ждать с нетерпением.

Date: 2009-11-27 08:50 pm (UTC)
From: [identity profile] lolinberg.livejournal.com
жалко, был почти рядом

Date: 2009-11-28 08:26 am (UTC)
From: [identity profile] carmelist.livejournal.com
А ты посматривай в этот сайт перед поездками.
http://dev.mqlx.com/~zak/arch/index.html

Date: 2009-11-29 02:44 am (UTC)
From: [identity profile] lolinberg.livejournal.com
Да, не было времени, и так сделали крюк из флагстофа до финикса и уже вечером до Невады еле доехали. )

Я вообще мечтаю весь юг проехать, так то я почти во всех штатах был, а вот юг плохо видел. Ох, сколько еще мест...

Date: 2009-11-27 11:50 pm (UTC)
From: [identity profile] renatar.livejournal.com
Со шпилем смотрится лучше. :-))

Date: 2009-11-28 08:24 am (UTC)
From: [identity profile] carmelist.livejournal.com
Э... на Тигре смотрится лучше. Интересно насколько сам Райт успел поучавствовать в этом проекте? Нигде не могу найти сведения.

Date: 2009-11-28 08:23 am (UTC)
From: [identity profile] carmelist.livejournal.com
Круглый период?

Date: 2009-11-28 08:51 am (UTC)
From: [identity profile] ingr.livejournal.com
У него что не период то фиаско, хоть круглый, хоть треугольный :(

Date: 2009-11-28 08:54 am (UTC)
From: [identity profile] carmelist.livejournal.com
Ты явно сегодня или переел, или недоспал )))

Date: 2009-11-28 08:59 am (UTC)
From: [identity profile] ingr.livejournal.com
как "маздера" увижу у меня аппетит пропадает и спать не хочется :)))))

Date: 2009-11-28 09:21 am (UTC)
From: [identity profile] carmelist.livejournal.com
Тогда приготовься, я тебе ещё не раз устрою голодные дни и бессонные ночи.

Date: 2009-11-29 05:01 am (UTC)
From: [identity profile] ingr.livejournal.com
Daвай, не в чём себе не отказывай!
Как висконсин разберу тоЖЖ тяяяя попотчую, чАво там :))))

Date: 2009-11-28 04:07 pm (UTC)
From: [identity profile] anirik-01.livejournal.com
Многим свойственно продавать один дизайн по несколько раз. (*шопотом* мы на работе иногда этим занимаемся :)))
Но вообщем-то, да. Наверное это называется период :)))

Date: 2009-11-28 06:13 pm (UTC)
From: [identity profile] carmelist.livejournal.com
Ты упрощаешь, это не значит продавать одно и тоже. Это разработка одной темы до определенного состояния. Обычный архитектурный поиск, до тех пор, пока не натыкаешься на что-то другое, более интересное, и начинается новый виток.

Date: 2009-11-29 05:02 am (UTC)
From: [identity profile] ingr.livejournal.com
Ты сам то понял чёёёёёёё сказал? :)))))))))))))))))))))))))

Date: 2009-11-29 06:00 am (UTC)
From: [identity profile] carmelist.livejournal.com
Понял конечно. А ты, я смотрю, все еще не в настроении :) Пояснить?
Архитектор разрабатывает, как правило, одну тему в определенный период. И пока не исчерпана на его взгляд, пытается вставить ее в ряд проектов. Есть тут крамола?
Edited Date: 2009-11-29 06:02 am (UTC)

Date: 2009-11-29 12:24 am (UTC)
From: [identity profile] akeb0n0.livejournal.com
По ассоциации вспомнилось(Михаилу я об этом, кажется, рассказывала). Был у меня однокурсник, из высоких архитекторов, который каждый семестр сдавал в качестве курсовой музей Гугенхайма. Ну, тот, который там вверху на картинке выше розовый и спиральный, а в реальности белый и на Манхеттене. Музей Гугенхайма в его переработке побывал и гаражом, и оперным театром, музеем(что удивительно!), частным домом, и домом многоквартирным жилым с обслуживанием - вобщем, каждой курсовой в течение четырех лет. Мы все ждали, что юноша и на диплом его выставит, однако, диплом юноша поехал делать магистрский, в Германию, и продолжение этой истории от меня ускользнуло. Сейчас, вроде, учится тут по соседству в аспирантуре.
Но. На каждой сдаче курсовой, одни и те же преподаватели хвалили молодого человека за свежий подход и оригинальность переклички с классическим образом. А вы говорите - Мастер пару раз работу продал...

Date: 2009-11-29 09:19 am (UTC)
From: [identity profile] carmelist.livejournal.com
Интересно, чей диссер он сейчас пародирует :)

Date: 2009-11-29 04:37 pm (UTC)
From: [identity profile] wolf-gray.livejournal.com
А что ты думаешь об стопка водки http://community.livejournal.com/haifa/1761450.html

Date: 2009-11-30 10:00 am (UTC)
From: [identity profile] carmelist.livejournal.com
Дизайн плаката категорически не нравится!

Date: 2009-11-30 10:10 am (UTC)
From: [identity profile] wolf-gray.livejournal.com
Ты как-то предлагал туда двинуть.

Date: 2009-11-30 10:20 am (UTC)
From: [identity profile] carmelist.livejournal.com
Да, но не так же громко. Я тебя не услышу.

Date: 2009-11-29 07:55 pm (UTC)
From: [identity profile] archimania.livejournal.com
Занесло Райта. Бродский говорил, что гений отличается от посредственности тем, что у него бывают слабые работы. Райт гений)

Date: 2009-11-30 10:03 am (UTC)
From: [identity profile] carmelist.livejournal.com
Бродский упростил. В этой шкале есть еще талант и бездарность. А еще существует агрессивная бездарность, что просто ...

Profile

carmelist: (Default)
carmelist

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Mar. 28th, 2026 07:27 am
Powered by Dreamwidth Studios