carmelist: (Default)
[personal profile] carmelist

 

Те, кто хорошо помнит первый курс архфака, могут расслабиться.А остальных убедительно прошу не путать ионическую вАлюту с ионической вОлютой. Первая измерялась в талантах и использовалась в Ионии для выплаты зарплаты резчиков второй, как правило, мраморной.  Волюта - эта благородная геометризированная завитушка, свисающая с ионической капители, когда-то была вожделением и зубной болью студентов-первокурсников. Вычерченная правильно, она всегда приносила гарантированную пятёрку. Но для этого требовалось долго  корпеть над идеальными параметрами её глазка. 


Волюта ионической капители из Герасы.

Видите в центре волюты плоский кружок? Это её глазок. Чтобы стало понятно, в чем заключается основная проблема построения волюты и зачем ей нужен глазок, посмотрите на рисунки ниже, которые я позаимствовал на одном умном сайте .  В черчении такое плавное перетекание линий одна в другую называется "сопряжением". В данном случае речь идёт о сопряжении дуг окружностей, хотя могут быть сопряжения дуг и прямых линий. Основная тонкость заключается в том, что три точки - центры двух дуг и точка их сопряжения, обязательно должны быть расположены на одной соединяющей их прямой. Полагаю, на рисунках это хорошо видно.



Вот вам еще пара примеров сопряжения трех дуг.

 

* * *

А теперь взгляните на левую нижнюю часть этого чертежа (или аналогичного ниже). Круг со вписанным в него квадратом и сложной графической формулой внутри - чертеж глазка волюты ионической капители. Он представляет собой систему точек, на которые поочерёдно должна опираться игла циркуля, и через которые проходят те самые прямые, соединяющие дуги и точки их сопряжений. А дуг в волюте ионической капители может быть до полусотни. Все зависит от изобретательности того или иного способа построения волюты. Чем больше дуг, тем точнее и естественнее спираль волюты.

 

А способов построения спирали и соответственно её глазка существовало немало. Я их все не помню.
 
Если не ошибаюсь, слева Витрувианская спираль, справа -  спираль Альберти, а ниже вариант глазка по трактату Палладио.

 
 

Элегантное построение волюты предложил Микеланджело в капелле Медичи. Ниже вы видите спираль и структуру её глазка от великого итальянца.



 


А, кстати, вы не задумывались, чем Микеланджело чертил свои волюты? Исследователи его творчества настаивают, что на фотографии ниже мы видим набор его чертежных инструментов. Забавная элегантная вещица! Но это чинквеченто. А что было ранее, в Риме, в классической Греции?  Чем резчики расчерчивали профили волют для произведений Иктина?  



Само слово циркуль происходит от латинского circulus - "круг, окружность,  кружок", от латинского же circus - "круг, обруч, кольцо"...
Сейчас уже нельзя сказать, кто именно изобрел этот инструмент - история не сохранила для нас его имя, но легенды Древней Греции приписывают авторство Талосу, племяннику знаменитого Дедала, первого "воздухоплавателя" древности.  История циркуля насчитывает уже несколько тысяч лет - судя по сохранившимся начерченным кругам, инструмент был знаком еще вавилонянам и ассирийцам (II - I века до нашей эры). На территории Франции, в галльском кургане был найден железный циркуль (I век нашей эры), во время раскопок в Помпеях было найдено много древнеримских бронзовых циркулей. Причем в Помпеях найдены инструменты уже совсем современные: циркули с загнутыми концами для измерения внутренних диаметров предметов, "кронциркули" для измерения максимального диаметра, пропорциональные - для кратного увеличения и уменьшения размеров.
 (источник)  

Выглядели античные циркули примерно так:


Что скажете? Мой вопрос в первую очередь к тем, кто не раз чертил волюту вручную и знает почем фунт лиха. Можно этим инструментом добиться идеальной точности спирали?  Это еще что! Представьте себе каменотеса, процарапывающего всю эту красоту на поверхности камня! А как же иначе? Вот он ниже пример такого граффити, найденного на  стенах ренессансного замка Шамбор. Могу поверить, что примерно так работали и в математизированном с лёгкой руки Витривия Риме, таким же образом была расчерчена спираль волюты из Герасы. А что было в 5 веке до н.э, в гибкой многоликой греческой античности.

 

  
Михайловский И.Б. - автор очень известного в среде русскоязычных архитекторов трактата "Архитектурные формы античности" , считал , что "тонко прочувствованные очертания элементов греческих профилей, этой каменной азбуки архитектурных поэм Эллады, не поддаются вычерчиванию циркулем, а могут быть вырисованы лишь от руки".  Я бы поверил Михайловскому, если бы сам не попробовал прорисовать такую спираль от руки. Боюсь тут надо быть рисовальным гением.

Скорее всего метод греков был проще. Из всего, что я когда-то слышал и читал, мне особенно полюбилась версия, описывающая использование естественных спиралей - морских раковин. Их много. Посмотрите на фотографию, все они обладательницы идеальной спирали. Но есть среди них одна - раковина Телескопиум, которая абсолютно соответствует требованиям классической спирали.



Potamides telescopium - Telescopium telescopium


Обитает в Тихом и Индийском океанах. Высота раковины до 100 мм. Раковина толстостенная крепкая, конической формы с равномерно нарастающими оборотами. Сифональный вырост короткий, S-образно изогнутый, канал широкий. Устье овальной формы, вытянутое перпендикулярно оси раковины. Спиральная скульптура характерна для данного вида. Она представлена широкими спиральными ребрами по шву оборотов, над и под ними располагаются тесно примыкающие ребра в два раза меньшей ширины и менее выпуклые, еще одно тонкое ребро проходит по центру оборотов с большими промежутками между широкими ребрами. Цвет раковины светло или темно-коричневый, верхние обороты окрашены в более светлые тона, могут быть белыми. Обитает на илистом грунте мангровых болот от уреза воды до глубины в несколько метров. Обычный, местами многочисленный вид.


Вы все помните, что первым греческим циркулем были две палочки соединенные веревкой? А если вместо второй палочки использовать раковину Телескопиум. Я сделал для вас небольшой коллаж, который иллюстрирует принцип изображения спирали при помощи раковины. Нить или тонкая веревка накручивается на раковину. Один её конец привязан к выступу, второй к чертежной палочке. Разматывая веревку можно получить идеальную спираль нужного размера. Причем не один раз. Проверено.



* * *

Date: 2010-01-31 07:53 pm (UTC)
From: [identity profile] viola-alpinus.livejournal.com
Замечательно! Формы природы иногда просто поражают геометрическим совершенством.
а мне, как альтернатива, почему-то, сразу пришло на ум что-то типа спирографа. Но спирографом, с одной дыркой, по логике вещей нельзя начертить спираль, но вот что будет, если взять, например, 3 дрыки и как-то результаты каждой дырки интерполировать. Будет время, попробую :)

Date: 2010-02-01 04:13 am (UTC)
From: [identity profile] carmelist.livejournal.com
Спирограф цикличен, кажется.

(no subject)

From: [identity profile] viola-alpinus.livejournal.com - Date: 2010-02-01 03:51 pm (UTC) - Expand

Date: 2010-01-31 07:55 pm (UTC)
From: [identity profile] masha-fd.livejournal.com
интересно!!!
помню, что как раз на 1м курсе, при вычерчивании 4х волют, первая получилась с первого раза:)
с остальными - мучалась долго.

Date: 2010-01-31 07:59 pm (UTC)
From: [identity profile] dmitry-boyko.livejournal.com
Спасибо за возвращение мозга.
Давно уже не баловал себя такими вещами

Date: 2010-01-31 08:05 pm (UTC)
From: [identity profile] renatar.livejournal.com
У нас такого в программе точно не было, если только вскользь на начертательной геометрии и все.
Очень интересно сопоставлять, как мысль человеческая сквозь века искала способы самовыражения.

Date: 2010-02-01 04:11 am (UTC)
From: [identity profile] carmelist.livejournal.com
У вас не было курсовой по ордерам? В каком году был твой первый курс, если не секрет? :)

(no subject)

From: [identity profile] renatar.livejournal.com - Date: 2010-02-01 04:52 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] viola-alpinus.livejournal.com - Date: 2010-02-01 03:54 pm (UTC) - Expand

Date: 2010-01-31 08:40 pm (UTC)
From: [identity profile] nebotticelli-xl.livejournal.com
Превосходный пост!
вспомнилась и начерталка с первого курса (сопряжение дуг). и аналитгеометрия (волюта = улитка Архимеда, уравнение R = r*alfa в полярных координатах), и выставка чертежных инструментов Леонардо в Уффици в 2006 (циклоиды он чертил пятиногим циркулем).

Date: 2010-02-01 04:10 am (UTC)
From: [identity profile] carmelist.livejournal.com
Да, красивые чертежные инструменты - моя страсть. Могу долго стоять и рассматривать их в музеях.

Date: 2010-01-31 08:46 pm (UTC)
From: [identity profile] generalenko.livejournal.com
замечательная просветительская лекция. Знакомые находили подобную раковину среди инструментов античного каменотеса (вещевой клад) и долго гадали о назначении.

Date: 2010-02-01 03:58 am (UTC)
From: [identity profile] carmelist.livejournal.com
Они нашли ответ?

(no subject)

From: [identity profile] generalenko.livejournal.com - Date: 2010-02-01 07:21 am (UTC) - Expand

Date: 2010-01-31 09:15 pm (UTC)
From: [identity profile] bukvoed.livejournal.com
Интересно, спасибо.

Date: 2010-01-31 09:27 pm (UTC)
From: [identity profile] 22sobaki.livejournal.com
Здорово, очень интересно!
Т.е. Вы собственноручно строили волюту с помощью ракушки и нитки?

Date: 2010-02-01 04:06 am (UTC)
From: [identity profile] carmelist.livejournal.com
Когда я впервые услышал о таком предположении, никаких ракушек в моем распоряжении не было. Поэтому для эксперимента пришлось срочно клеить некое подобие из картона :) Потом года 2-3 искал такую по лавкам, они оказывается редкость в нашем районе. Нашел подходящую на Родосе. Правда у неё слабовыраженые бороздки, нитка постоянно сползает. Но при хорошей натяжке чертится спираль. Причем её удобнее рисовать вдвоем.

(no subject)

From: [identity profile] 22sobaki.livejournal.com - Date: 2010-02-02 02:58 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] carmelist.livejournal.com - Date: 2010-02-02 03:17 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] 22sobaki.livejournal.com - Date: 2010-02-03 07:37 am (UTC) - Expand

Date: 2010-02-01 04:21 am (UTC)
From: [identity profile] akeb0n0.livejournal.com
У меня вопрос.
Все разметки на мраморе, приведенные здесь, относятся к ренессансу?

Date: 2010-02-01 04:47 am (UTC)
From: [identity profile] carmelist.livejournal.com
Да. Аналогичныых греческих, римских я не никогда не видел. Но посмотри на самую первую фотографию. Я не зря наложил схему Витрувия на волюту из Герасы.

Date: 2010-02-01 07:36 am (UTC)
From: [identity profile] isinda-bubuev.livejournal.com
циркуль! у каменотеса!? да он стоил как мешок золота, поди закручивали полоску сушеного камбия, и обводили сей шаблон, у нас для сего были пружины от будильников, а для энтазисов метровые линейки стянутые гитарным колком:)

Date: 2010-02-01 07:45 am (UTC)
From: [identity profile] carmelist.livejournal.com
Пружины от будильника? У греческого каменотеса?

(no subject)

From: [identity profile] isinda-bubuev.livejournal.com - Date: 2010-02-01 07:48 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] carmelist.livejournal.com - Date: 2010-02-01 07:50 am (UTC) - Expand

Date: 2010-02-01 07:47 am (UTC)
ext_460664: (Default)
From: [identity profile] raduga-nk.livejournal.com
Замечательный пост, создающий настроение на целый день! Теперь буду искать телескопиум, что бы попробовать что-то нарисовать и посмотреть, что получится!

Date: 2010-02-01 07:53 am (UTC)
From: [identity profile] carmelist.livejournal.com
Если не найдёшь, приходи в гости, покажу :)

Date: 2010-02-01 11:28 am (UTC)
From: [identity profile] deird-re.livejournal.com
Прекрасно! Как хорошо, что есть на свете ваш журнал :-)
Я получаю от него колоссальное удовольствие. Особенно от монографических обзоров с фотографиями :-))).

Date: 2010-02-01 11:45 am (UTC)
From: [identity profile] carmelist.livejournal.com
Монографических? Не сильно сказано? :)

(no subject)

From: [identity profile] deird-re.livejournal.com - Date: 2010-02-01 12:05 pm (UTC) - Expand

Ай, спасибо!

Date: 2010-02-01 03:31 pm (UTC)
From: [identity profile] k-plan.livejournal.com
Ну почему меня учил не ты...

Re: Ай, спасибо!

Date: 2010-02-01 07:23 pm (UTC)
From: [identity profile] carmelist.livejournal.com
Ты уверен, что хотел бы этого?

Re: Ай, спасибо!

From: [identity profile] k-plan.livejournal.com - Date: 2010-02-02 07:48 am (UTC) - Expand

Re: Ай, спасибо!

From: [identity profile] carmelist.livejournal.com - Date: 2010-02-02 08:17 am (UTC) - Expand

Re: Ай, спасибо!

From: [identity profile] k-plan.livejournal.com - Date: 2010-02-02 08:45 am (UTC) - Expand

Re: Ай, спасибо!

From: [identity profile] carmelist.livejournal.com - Date: 2010-02-02 09:14 am (UTC) - Expand

Date: 2010-02-01 05:24 pm (UTC)
From: [identity profile] eviln.livejournal.com
очень интересный пост.. спасибо
Кстати у нас тоже на первом курсе не было вычерчивания ордеров
Мы их затрагивали только на истории искусств и когда рисовали капитель
А не подскажешь хорошей литературы по ордерам?

Date: 2010-02-01 07:19 pm (UTC)
From: [identity profile] carmelist.livejournal.com
Если для общего ознакомления, то достаточно книжки Михайловского.
http://lib.vvsu.ru/books/arhiformant/default.asp
А поглубже следует попросить в библиотеке книги Витрувия, Виньолы и Палладио. Точнее сказать не могу, поскольку не имею представления, что было издано в России в последние годы.

(no subject)

From: [identity profile] ser-pet.livejournal.com - Date: 2010-02-09 12:21 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] carmelist.livejournal.com - Date: 2010-02-09 12:33 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] george-44.livejournal.com - Date: 2010-03-31 10:31 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] eviln.livejournal.com - Date: 2010-03-31 01:08 pm (UTC) - Expand

Date: 2010-05-27 10:00 am (UTC)
From: [identity profile] generalenko.livejournal.com
Вот хорошо было бы этот текст издать отдельной брошюркой. типа "Живая антика".

Date: 2010-05-27 10:06 am (UTC)
From: [identity profile] carmelist.livejournal.com
Может быть когда на пенсию выйду. Немного осталось :)

(no subject)

From: [identity profile] generalenko.livejournal.com - Date: 2010-05-27 10:13 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] carmelist.livejournal.com - Date: 2010-05-27 10:15 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] generalenko.livejournal.com - Date: 2010-05-27 10:20 am (UTC) - Expand

Date: 2013-09-20 12:40 pm (UTC)
From: [identity profile] lampika.livejournal.com
Спасибо за рассказ про волюты, очень пригодилось по работе.
Самая красивая спираль по моему мнению - логарифмическая, она как раз лежит в основе раковин моллюсков, в ней ширина витка пропорциональна углу поворота. И самое замечательное - ее легко построить при помощи шаблонов и циркуля(метод вращающегося треугольника).

Вопрос - по канонам глазок должен быть именно круглым или можно закончить пресечением двух спиралей?
У меня получился такой вариант http://cs410627.vk.me/v410627886/90b5/4tzkBIhXSaQ.jpg
это логарифмическая спираль, а внутри на небольшом растоянии ее эквидистанта.

Date: 2015-04-14 07:23 am (UTC)
From: [identity profile] carmelist.livejournal.com
Простите, не заметил Ваш комментарий вовремя. Если речь идет о б ордерной архитектурной волюте, круг обязателен. Во всех прочихъ случаях - по желанию автора.
From: [identity profile] livejournal.livejournal.com
Пользователь [livejournal.com profile] uchitelj сослался на вашу запись в своей записи «Коринфский ордер от Джованни Антонио Амадео (http://stilarhitekturi.livejournal.com/603384.html)» в контексте: [...] волюта [...]

Date: 2015-05-12 09:06 am (UTC)
From: [identity profile] aibolit56.livejournal.com

Разглядывая фото древних руин, не мог понять, как они добивались таких спиралей.  Оказывается, вот оно как )

Date: 2015-05-12 09:28 am (UTC)
From: [identity profile] carmelist.livejournal.com
А как делили на семь? :)

Date: 2015-12-18 06:34 pm (UTC)
From: [identity profile] Алексей Курилов (from livejournal.com)
волюта это практически свёрнутый в рулончик клин Может отсюда надо плясать

Date: 2016-08-06 07:37 pm (UTC)
From: [identity profile] gips-golova.livejournal.com
Удивительно, и как я раньше не нашёл ваш журнал! Спасибо что вы есть. Очень интересно.

Profile

carmelist: (Default)
carmelist

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Mar. 28th, 2026 05:02 pm
Powered by Dreamwidth Studios